Портфолио

 Положение о формировании и содержании портфолио достижений учащихся МБОУ гимназии № 3 

Назначение портфолио проследить развитие ребенка, обнаружить в нем склонности к тем или иным наукам и скрытые таланты. 
Общие положения
«Портфолио» (в широком смысле слова) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. – и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
Важная цель портфолио - представить отчёт по процессу образования подростка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения.
Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом, за период его формирования, может быть как качественной, так и количественной.
Назначение портфолио проследить развитие ребенка, обнаружить в нем склонности к тем или иным наукам и скрытые таланты. В первую очередь портфолио служит для того, чтобы помочь девятиклассникам при выборе профильного класса.
Традиционная пятибалльная система оценки учащихся призвана выявлять пробелы в знаниях. В отличие от традиционной, портфолио является «накопительной» системой оценки знаний и индивидуальных достижений.
Содержание  портфолио в каждом конкретном случае определяется самим ребенком, в зависимости от цели, которую он преследует.
Оценка портфолио.
Содержание портфолио оценивается по следующим критериям:
- Аккуратность ведения портфолио
- Регулярность и систематичность при заполнении портфолио
- Объём портфолио
- Разнообразие представленных документов
- Общая сумма баллов по итогам проверяемого периода
          Итоговая оценка портфолио должна быть интегральной, включающей максимальные баллы компонентов каждого блока.
Структура портфолио
Общий титульный лист должен быть с указанием МБОУ, ФИО ученика, класса, хронологический период заполнения портфолио.
Каждый блок портфолио выделяется титульным листом. В начале каждого блока помещается лист учета (реестр), где указывается перечень прилагаемых документов, работ, отзывов и т.д. Портфолио завершается листом учета баллов.

Примерный план портфолио ученика 1-9 класса

I. Знакомьтесь, это Я

1. ФИО, фото
2. Мои увлечения…
3. Мне нравится заниматься (я увлекаюсь)…
4. Мне интересны учебные предметы…
4. «Я о себе»
Чтобы добиваться положительных результатов по данному предмету, у меня есть следующие способности и личные качества, знания и умения
Для более успешного обучения мне не хватает


5. Мои планы на _______________________ учебный год
В этом учебном году я хочу

Чего хочу добиться?
Что собираюсь для этого сделать?
К концу года


В 1 четверти


Во 2 четверти


В 3 четверти


В 4 четверти


6. Фотогалерея
7. Ребенок глазами родителей
Портфолио документов
Это портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений в виде документов или их копии.
1. Дополнительное образование
Мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями системы дополнительного образования, вузами, культурно-образовательными фондами и др.
Образовательные тестирования.
Элективные курсы и факультативы по предметам (название курса, его продолжительности, форме, в которой проходили занятия)
Школьные и межшкольные научные общества.Конкурсы и мероприятия.
Занятия на различных учебных курсах (указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты)
2. Олимпиады, конкурсы различных уровней
Школьные, окружные, городские олимпиады
Олимпиады дистанционных центов Snail, Эйдос и т.д.
Школьные, городские, областные, Всероссийские конкурсы и т.д.
 Портфолио общественной активности
1. реестр учета своей общественной активности
Я принял участие…
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Название
Количество раз или оценка






День здоровья







Подготовил классный час







Генеральная уборка







Дежурство по гимназии







и т.д.







Портфолио работ
Данный блок представляет собой собрание различных творческих и проектных работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.
Примерный вариант записей в «портфолио работ»:
·         Проектные работы. Указывается тема проекта, даётся описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте.
·         Исследовательские работы и рефераты. Указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.
·         Техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, даётся её краткое описание.
·         Работы по искусству. Даётся перечень работ, фиксируется участие в выставках.
·         Другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре. Указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах.
·         Различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая. Фиксируется вид практики, место, в котором она проходилась, её продолжительность.
·         Участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нём ученика.
·         Спортивные достижения. Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда.
Портфолио отзывов
·         отзывы учителей-предметников
·         отзывы классных руководителей
·         отзывы педагогов дополнительного образования
·         отзывы родителей
Портфолио успешности
В данный блок собираются документы
1. Учебный рейтинг

средний балл
рейтинговое место по результативности
учебная активность
рейтинговое место по учебной активности
Итоговый рейтинг
кол-во пропущенных уроков
кол-во "5"
кол-во "4"
кол-во "3"
кол-во "2"
Сентябрь










Октябрь










Ноябрь










Декабрь










Январь










Февраль










Март










Апрель










2. Табель оценок по четвертям
Самоанализ по итогам года
1. Итоги прошедшего ______________ учебного года для меня: ________________
2. Из запланированного мне удалось выполнить _____________________________
3. Невыполненным оказалось _____________, потому что _____________________
4. В результате изучения предметов _______________ для меня стало важным____
5. В этом учебном году для меня самым значительным и запоминающимся было ________________________
6. Мои представления о себе за прошедший год изменились ___________________
Внимание!!!
Защита портфолио
В Портфолио должны быть размещены:
·         отзывы от учителей-предметников о Ваших успехах;
·         копии результатов рейтинга по месяцам;
·         оригиналы  письменных  и творческих работ, оцененных на «хорошо» и «отлично»;
·         оригиналы  грамот и дипломов за предыдущий учебный год;
·         копии благодарственных писем к Вашим родителям;
·         документы о Ваших заслугах летом.

·         И всё-всё-всё, что является подтверждением Ваших достижений